Новости

Россельхозбанк продлил действие специального предложения по потребительским кредитам без залога и поручительства «Кредит Юбилейный» до 1 октября 2020 года.

06 августа

В областном центре продолжается комплекс мероприятий ремонтной и инвестиционной кампаний ресурсоснабжающих организаций.

06 августа

В экзаменационной кампании приняли участие 2122 выпускника города. По результатам ЕГЭ-2020 получено 56 стобалльных результатов.

06 августа

С 3 августа в подземном переходе на остановке «23-й микрорайон» на пр. Гагарина ведутся работы по благоустройству объекта. Напомним, подземный переход сдан по договору концессии частному предпринимателю на 25 лет.

06 августа

Оренбургский филиал «Т Плюс» приступил к финальному этапу модернизации сетей на улице Аксакова областного центра. Специалисты произвели монтаж порядка 1 км трубопроводов диаметром 300 и 400 мм. Необходимые участки тепломагистрали уложены в бетонных лотках.

06 августа




«Корё-сарам» по-оренбургски

+++++
«Корё-сарам» по-оренбургски

Дина Елманова

Что знает молодой оренбуржец о Корее? Наверняка первое, что придёт на ум, – современная эстрадная музыка, кинематограф, лучшие в мире косметические фирмы. Но всё это имеет отношение к совершенно иному менталитету, иной Корее, которая находится очень далеко от нас. Существует и совсем иная Корея. И находится она в нашем же родном городе. Именно о ней и пойдёт речь в нашей рубрике. 

Сколько среди ваших знакомых тех, кто считает себя корейцами? Быть может, их почти нет или очень мало. А может, вы просто никогда не придавали этому значения? Скорее всего, именно последнее. В многонациональном Оренбуржье совершенно спокойно относятся к подобным вещам, а уж вопрос, кто ты по национальности, точно зададут в самую последнюю очередь. Что же касается корейцев, то их в нашем регионе не слишком много. Если смотреть итоги переписи населения в 2010 году, то их доля составляет менее одного процента от общего количества оренбуржцев. Но тем не менее свой вклад в жизнедеятельность области они вносят, и немалый.
– Российские корейцы давно считают себя другим, иным народом, отличным от того, который населяет территории нынешних КНДР и Республики Корея. Они хорошо говорят по-русски, полностью приняли российские порядки и в то же время не теряют связи со своей исторической родиной. Но при этом наши корейцы, или, как они сами себя называют, «корё-сарам», называют себя «российскими корейцами» и никак иначе, – объясняет кандидат исторических наук Галина Ким.
Когда в России появились корейцы? Многие, возможно, сразу вспомнят корейскую войну, разбившую единое государство на два лагеря, однако на самом деле переселенцы появились намного раньше. Почти за 100 лет до начала кардинальных перемен в жизни этой страны.
Однако обо всём по порядку.

Граница
Чтобы начать отсчёт, нам придётся ненадолго перенестись в XIX век. Огромные территории Дальнего Востока не были активно заселены. Между Российской империей и Китаем только-только обозначилась граница, однако земли, которые теперь относятся к Приморскому краю, в те времена не были полностью закрыты. Приграничных постов в этом месте было мало, и жители Кореи, узнав об этом, поняли, что могут легко пересекать условную границу и торговать с местным населением. Так, небольшой участок суши стал главным «мостом» между Кореей и территорией Российской империи.
Первое, что сильно поразило корейцев при посещении России, – обширные поля, которые практически не использовались по назначению. Всякий раз, когда они возвращались домой, мысленно сожалели, что не могут воспользоваться этой землёй для собственных нужд. Тогда никто и представить не мог, что однажды эта возможность будет предоставлена, но какой ценой…
Граница с Кореей была официально определена в 1861 году. После того, как она была закрыта, часть корейцев, отправившихся в Российскую империю, не смогли попасть домой и вынуждены были остаться на Дальнем Востоке. Для многих эта ситуация была шокирующей. У переселенцев поневоле остались на родине семьи, которые, вероятно, так ничего и не узнали об их судьбе или даже посчитали погибшими. Именно с этого времени и начинается отсчёт истории корейцев в России.

С востока на запад
Первые корейцы появились в Оренбургской области после депортации с Дальнего Востока. У семей было всего несколько часов, чтобы собрать необходимые вещи и добраться до станции, где их ждали эшелоны. Общий вес багажа не должен был превышать
30 килограммов. Историки считают, что именно корейцы были первыми, кто подвергся депортации. Обжитые земли покинули более 170 тысяч человек. И хотя до недавнего времени о потерях не принято было говорить громко, специалисты предположили, что до пункта назначения не смог доехать каждый пятый переселенец.
Подавляющее их большинство было доставлено на просторы нынешнего Казахстана и Узбекистана. Поэтому сегодня у многих корейцев, живущих в России, в паспорте в графе «Место рождения» значится населённый пункт одной из этих республик.
– Если вы спросите любого российского корейца о его родственниках, то в большинстве случаев услышите историю, как его прадед в своё время перешёл границу на Дальнем Востоке и был отрезан от своей родины, а его дети впоследствии были вывезены из Приморского региона только из-за того, что в 30-е годы Корея считалась частью милитаристской Японии, – объясняет Галина Ким.
Так как же корейцы попали в Оренбургскую область? Если вы спросите их, то скорее всего услышите одну и ту же дату: 90-е годы. По личным, политическим и другим причинам корейцы стали уезжать из Казахстана и выбирали для проживания самый ближайший российский регион – Оренбуржье.

Настоящее время
Оренбургские корейцы почти полностью ассимилировались и считаются полноправными жителями региона. При этом они продолжают следовать своим традициям. Так, у оренбургских корейцев два главных праздника в году. Первый – это Новый год, который празднуется по совсем другому графику, отличному от европейского. Дата меняется каждый год, так как отсчёт идёт по лунному календарю. Ежегодно в областной центр съезжаются десятки корейцев со всех концов Оренбуржья, чтобы поздравить друг друга. Понятно, что предпочтение всегда отдаётся традиционной кухне этой восточной страны.
– Мы собирались в небольшом ресторанчике корейской кухни, который находился на улице Цвиллинга. Обычно собиралось около сотни человек, зал был полон, – вспоминает Галина Петровна.
Вторым праздником, как и многих народов мира, является Праздник урожая, или Чхусок, который обычно отмечается осенью. Он всегда сопровождается красивым действом с национальными угощениями, песнями и танцами.
Самые активные жители премкнули к Всероссийскому обществу корейцев. Кроме того, они же просвещают всех оренбуржцев, кто интересуется корейской культурой. В последние годы такой интерес очень силён у оренбургской молодёжи. Это легко объяснить: музыкальная и танцевальная культура Республики Корея получила огромную известность в мире. Во многом это произошло благодаря расцвету эстрадных исполнителей (BTS, EXO, Black Pink и др.) и корейских сериалов (дорам) и фильмов. Неслучайно в своём отчёте министр финансов республики упомянул именно сферу развлечений, которая принесла очень солидный доход.
Поэтому нет ничего удивительного, что молодые оренбуржцы, заинтересовавшись новизной вопроса, стали искать курсы корейского языка или пробовать учить его самостоятельно, начали изучать историю государства. И оказалось, что интересоваться Кореей в Оренбуржье не так-то легко.
В других регионах существуют курсы для всех интересующихся, однако наш стал печальным исключением. В Оренбурге вы практически не найдёте подобных предложений. И хотя в 2014 – 2016 гг. отдельные активисты уже предпринимали попытки открыть собственные курсы, однако сейчас все эти сайты либо заброшены, либо их владельцы сменили место жительства.
– Три года назад в Оренбург приезжал генеральный консул, советник посольства Республики Корея Ким Се Ун, более того, он с визитом посещал ОГУ и даже поднял вопрос об открытии курсов корейского языка. Однако его предложение, увы, так и не было реализовано. Если бы у нас был свой информационный центр, было бы намного проще и с изучением языка, и с пропагандой в целом, – рассказывает Галина Ким.
С языком огромные проблемы не только у желающих выучить его (а таких среди оренбуржцев тоже немало), но и у самих корейцев. Причём беда не только с устной речью, но и с письменностью. Молодые российские корейцы, как правило, не имеют почти никакого представления, что такое хангыль (корейская письменность) и как её использовать. Поэтому тексты на корейском для них выглядят так же, как и для любого, кто не знаком с ним. То есть как китайская головоломка.
– С этой проблемой сталкиваются даже крупные народности Оренбуржья. Татары, башкиры, казахи – некоторые из их представителей утратили представление о родном языке. Что уж говорить о такой немногочисленной диаспоре, как корейцы. Говорить и тем более писать на своём родном языке могут либо те, чьи родители пытались передать им эти знания, либо побывавшие в Корее. Но так как очень многие даже в кругу семьи предпочитают говорить по-русски, то навык постепенно теряется. И это очень печально. Язык – связь поколений и связь со своей родиной, а чем меньше им пользуешься, тем эта связь становится слабее, – объясняет Галина Ким.
Такая перспектива кажется не слишком радостной. Но, быть может, та любовь, которую многие студенты и подростки испытывают к культуре Кореи, сможет изменить ситуацию? Ведь если отмотать время на 20 лет назад, то мало кто из молодёжи тех дней сможет перечислить вам то, что ему известно о Корее. В то время как сегодня практически никто из ваших молодых друзей не удивится, если вы спросите, изучают ли они хангумаль, или приветственно махнёте рукой, сказав при этом: «Саран!».

Оставьте комментарий

Имя*:

Введите защитный код

* — Поля, обязательные для заполнения


Создание сайта, поисковое
продвижение сайта - diafan.ru
© 2008 - 2020 «Вечерний Оренбург»
Обратная связь

При полной или частичной перепечатке материалов сайта, ссылка на www.vecherniyorenburg.ru обязательна.